Известно, что мученика Трифона особо любили на Руси. Не многие знают: почитание его в Московских землях было настолько велико, что изначально на гербе Москвы изображался именно этот святой — на коне и с ловчей птицей в руке, а уже потом образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Некоторое время оба святых фигурировали в зеркальном отображении. Во времена царствования Алексея Михайловича даже вместе пребывали на Гербе Москвы в виде двух конных фигур Святых Покровителей города. argaiv1004
Святой Трифон почитается как покровитель охотников и рыболовов, ему молятся о защите полей от полчищ насекомых. К мученику обращаются и в случаях болезни, часто просят его и о том, чтобы помог одинокому человеку найти себе добрую жену, а девице или одинокой женщине послал хорошего мужа.
Особое почитание на Руси святого Трифона связывают с известным случаем, случившемся с знатным боярином Трифоном Патрикеевым, который сопровождал на охоте царя Иоанна Васильевича. По рассеянности или еще по какой причине молодой Трифон упустил любимого царского сокола. Царь разгневался и объявил, что если сокол не найдется через три дня, то сокольничий будет жестоко наказан, вплоть до казни. Три дня и три ночи Трифон Патрикеев рыскал по Сокольничьему лесу в поисках пропажи. Измученный, он молился о небесной помощи, молил мученика Трифона, как своего покровителя, и дал обет построить ему здесь храм. К концу третье дня сраженный усталостью сокольничий присел на берегу большого пруда, чтобы проследить за полетом птиц, и уснул. Во сне ему явился мученик Трифон на белом коне и с соколом в руках и сказал, что сокол пропавший сидит недалеко отсюда, на сосне по направлению к востоку… Так и было… И вот вместо наказания царь наградил сокольничего. А тот построил часовню и небольшую церковь на месте сонного видения, которая и послужила основой известного храма мученика Трифона в Напрудном.
Знаменитая московская церковь святого Трифона в Напрудном находится на одноименной Трифоновской улице, в районе старинной Мещанской слободы близ нынешнего Проспекта Мира. По версии историков, эта сохранившаяся до нашего времени церковь — древнейшая в Москве за пределами Кремля. Она была построена как обыкновенный приходской, а не монастырский храм.
История чудесной помощи святого Трифона нашла отражение в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»:
«Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах. Максим узнал одного из царских сокольников. … — Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! — отвечал сокольник, показывая своего кречета. — Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! — Сокольник снял шапку и перекрестился. — Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь — пожалую тебя, не достанешь — голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! — сказал ратник, — не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган».
Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой! Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его. — Максим Григорьич, — прибавил он, утирая слезы, — теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет».
С тех пор на фресках и иконах русских храмов стали чаще всего изображать святого мученика Трифона сидящим на белом коне и с соколом на вытянутой правой руке. Как сказано в первом руководстве по написанию икон святого: «Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия. В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве…».
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.
В балканской традиции одним из атрибутов Трифона является виноградная лоза. В церковной живописи в Болгарии святой Трифон изображается юношей, держащим инструментарий для резанья винограда. Это обусловлено преданием, связанным с работой святого Трифона в виноградниках. почитают за покровителя виноградарей. На Трифона в болгарских храмах звучит особая молитва. В ней прихожане называются «лозой Господней», а мольба обращается о том, чтобы «благодать снизошла на каждую лозу», то есть на каждого прихожанина. В храмах освящается вода, в некоторых местах, читают специальную молитву от вредителей. С начала ХХ века совершаются Крестные ходы с иконой Святого Трифона с обходом поселений и виноградников.
По материалам:
Трощинский Павел
http://tihvinskiy.ru
|